Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
В настоящее время в России значимость проблемы профессионального самоопределения резко возрастает. Для системы общего образования основополагающим является то, что процесс профессиональной ориентации и профессионального самоопределения – это часть общего процесса социальной ориентации молодежи. Общее образование должно не только обеспечить фундаментальные знания, дающие базу для освоения целого спектра профессий (от рабочего до высококвалифицированного специалиста), но и при этом ориентироваться как на конкретную ситуацию на рынке труда, так и на потребности рынка труда в будущем. А в новых социально-экономических условиях необходимо формировать человека с новыми психологическими характеристиками и деловыми качествами.
Профессиональная ориентация сегодня – это уже не только приобщение школьников к миру рабочих специальностей, это подготовка выпускников школы к самоопределению, развитие его самосознания, грамотный выбор будущей профессии.
Цели:
— сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;
— осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями;
— проведение ранней профориентации обучающихся;
— проведение профориентации обучающихся с ОВЗ;
— формирование у обучающихся потребности к приобретению или выбору будущей профессии;
— проведение диагностики способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения образования и выбора профессии;
— осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации;
— обеспечение информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;
— содействие в поступлении обучающихся в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования региона;
— удовлетворение потребности в кадрах на основе анализа регионального рынка труда;
— развитие конкурсного движения профориентационной направленности.
Объектом оценки выступает деятельность обучающихся образовательных учреждений Туркменского округа, предметом – результаты этой деятельности, выраженные в показателях самоопределения и профессиональной ориентации.
С учетом указанных целей определяются муниципальные критерии и группы показателей, подлежащих оценке, в числе которых:
— показатели по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;
— показатели по взаимодействию с учреждениями, предприятиями;
— показатели по проведению ранней профориентации обучающихся;
— показатели по проведению профориентации обучающихся с ОВЗ;
— показатели по выявлению предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации;
— показатели по взаимодействию с ПОО и ОО ВО;
— показатели по учету выявленных потребностей рынка труда округа.
Реализация указанных направлений работы будет способствовать созданию оптимальной системы сопровождения профессионального самоопределения и профориентации обучающихся на основе взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в едином образовательном пространстве Туркменского округа, укрепления социального партнерства работодателей и образовательных учреждений с учетом потребностей округа в квалифицированных кадрах по конкретным профессиям и специальностям.